Самоконтроль при заполнении деклараций
Аудиторская фирма ООО «ЮГАУДИТ»
Член саморегулируемой организации аудиторов
Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество»
Основной регистрационный номер записи в Реестре аудиторов и аудиторских организаций 10206007716
тел/факс (863) 201-08-36, 201-08-38, yugaudit@mail.ru
344002, г.Ростов-на-Дону, пер.Семашко 48Е, 5-й этаж оф.1
Главная Статьи Самоконтроль при заполнении деклараций

Самоконтроль при заполнении деклараций

Контрольные соотношения – новый инструмент самоконтроля при заполнении деклараций

Колычева Н.М.

      Редко кто из налогоплательщиков после сдачи отчетности не получал письма из налоговой инспекции с просьбой дать пояснения относительно расхождений между теми или иными показателями отчетности. Причиной являлись результаты  программы, которая выдавала несоответствия  в так называемых  «контрольных соотношениях» к декларациям, которые представляют собой математические и логические формулы по 12-ти   налоговым декларациям:

 

  1. Контрольные соотношения к декларации по игорному бизнесу

     (письмо ФНС от 14.02.2012г. №ЕД-5-3/138дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по акцизам на подакцизные

     товары, за исключением табачных изделий

     (письмо ФНС от 15.09.2011г. №ЕД-5-3/1102дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по акцизам на табачные изделия

(письмо ФНС от 06.03.2007г. №ММ-14-03/125дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по водному налогу

(письмо ФНС от 31.05.2006г. №ММ-14-21/151дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности

(письмо ФНС от 14.03.2012г. №ЕД-5-3/273дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

(письмо ФНС от 19.08.2010г. №ШС-38-3/459дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-ндфл)

(письмо ФНС от 24.05.2012г. №ЕД-5-3/586дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации

(письмо ФНС от 06.05.2004г. №ЧД-14-23/62дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговому расчету (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

(письмо ФНС от 19.02.2004г. №ЧД-14-23/21дсп@)

  1. Контрольные соотношения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

(письмо ФНС от 03.07.2012г. №АС-5-3/815дсп@)

  1. Контрольные соотношения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

(письмо ФНС от 07.10.2009г. №ШС-24-3/333дсп@)

  1. Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых

(письмо ФНС от 02.05.2012г. №ЕД-5-3/541дсп@)

 

    В начале 2013 года на официальном сайте ФНС http://www.nalog.ru/ в разделе «Налоговая отчетность» были опубликованы вышеуказанные письма, в которых содержатся контрольные соотношения показателей налоговых деклараций. Позднее  информация о контрольных соотношениях появилась и в Справочно-правовых системах «Консультант+» и «Гарант».

     Что же послужило причиной «рассекречивания» этих документов, ведь  ранее  эти документы использовались исключительно под грифом «для служебного пользования».

    Как следует из официальной информации, опубликованной ФНС России, публикация методик и формул контроля показателей отчетности является очередным шагом налоговой Службы в рамках реализации клиентоориентированного подхода при взаимодействии с налогоплательщиками и повышению налоговой грамотности, что позволит сократить издержки налогового контроля и оптимизировать работу налоговой службы по другим направлениям деятельности. Более понятная и доступная вышеприведенная формулировка мотивов рассекречивания «контрольных соотношений»  опубликована  в номере 2 журнала «Налоговая политика и практика», которая была получена в ходе интервью с  заместителем руководителя ФНС России, действительным государственным советником РФ 3-го класса Даниилом Вячеславовичем Егоровым. В частности, Д.В.Егоров  указал, что «по подсчетам, полученным в результате тщательного анализа бизнес-процессов внутри камерального блока, выявлено, что нарушения в контрольных соотношениях показателей выявляются примерно в 9 % налоговых деклараций, в то время как на их обработку затрачивается до 33 % рабочего времени камерального блока. При этом, доначисления налогов в случае выявления нарушений в соотношениях показателей налоговых деклараций, как правило, минимальные - примерно 3 % от общей суммы доначислений камерального блока. Поэтому бизнес-процесс, цель которого состоит в "подчистке" нестыковок в налоговой декларации налогоплательщика без доначисления налогов, нельзя признать эффективным».     И решение опубликовать приказы с контрольными соотношениями показателей налоговой отчетности, т. е. сделать их общедоступными документами, было принято в  надежде на выигрыш обеих сторон  контрольного процесса, заключающегося в экономии рабочего времени как налоговой службы, так и налогоплательщиков.

     При этом ФНС рассчитывает, что указанные  в письмах формулы и расчеты будут внедрены в бухгалтерские программы, как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и  с помощью специализированных IT-компаний.

      Имея в наличии такие программные возможности, налогоплательщики при заполнении налоговых деклараций, самостоятельно смогут проверить контрольные соотношения, при необходимости и возможности устранять их,  или одновременно с декларацией направить в налоговую инспекцию соответствующие пояснения.

     Следует отметить, что выдача программой замечаний и нестыковок не  препятствует передаче налоговых деклараций в инспекцию, т.е.  проверка контрольных соотношений в настоящее время является не обязанностью, а правом налогоплательщика.

      Контрольные соотношения (далее КС) концептуально можно разделить на три группы и 2 вида.

Группы:

  1. Соотношения, которые свидетельствуют о безусловной ошибке;
  2. Условные соотношения, которые требуют пояснений;
  3. Соотношения, которые находятся в рамках 12 критериев для назначения выездной налоговой проверки (Общедоступные критерии см.в Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@)

Виды:

  1. Внутридокументные КС, которые в автоматизированном режиме проверяют показатели разных строк и разделов в одной и той же декларации;
  2. Междокументные КС, которые сравнивают показатели декларации с другими формами отчетности, с  информацией, полученной из других документов, представленных налогоплательщиком, а также из внешних источников (например, ГИБДД, БТИ, ФСС, Пенсионный фонд  и др.).

    

    Знакомство с опубликованными КС показало, что: во-первых, они трудночитаемы и потому труднопроверяемы в «ручном» режиме,  во-вторых,   в них достаточно много места  занимает проверка внутридокументных КС на предмет наличия  арифметических  и логических ошибок  в показателях  декларации, в – третьих, не все опубликованные КС актуальны.

    Первая проблема вполне решаема за счет внедрения в бухгалтерские программы дополнительного блока автоматической  проверки КС.

    Вторая вполне может быть сокращена за ненадобностью отдельных проверочных блоков. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что первые письма ФНС о контрольных соотношениях относятся к 2004 году, когда еще далеко не  подавляющее большинство  налогоплательщиков формировало свою отчетность с помощью программных средств,  и количество технических ошибок было гораздо больше. 

    Потеря актуальности КС между отдельными показателями связана в первую очередь с периодическими внесениями изменений, как в налоговые декларации, так и в бухгалтерскую отчетность. Кроме того, последние изменения бухгалтерского законодательства  предоставляют гораздо больше свободы профессиональному суждению бухгалтеров и возможности самостоятельно определять уровень и степень раскрываемости  информации в отчетности, применять оценочные значения и т.д., а также  освобождают от обязанности представлять в налоговые органы квартальную бухгалтерскую отчетность, что  влечет за собой ненужность ряда блоков ранее применявшихся КС.  Поэтому, при использовании в работе опубликованных КС, следует делать скидку на отдельные замечания, связанные с вышеуказанными причинами и при необходимости (существенности) одновременно с декларацией подать соответствующие пояснения.

    В качестве примера можно привести одно из нарушений в междокументных КС, которое бесспорно будет выдано программой и которое связано с одним из последних изменений налогового законодательства.

    Так,  в случае выставления налогоплательщиками  корректировочных счетов-фактур, в частности, при корректировке объемов продаж или цены в сторону уменьшения,   классическое соотношение выручки, отраженной в Отчете о финансовых результатах,  доходов из Декларации по налогу на прибыль и суммы налоговой базы, отраженной в декларациях по НДС, не будут совпадать.    Причина - в специфике отражения   данных из корректировочных счетов-фактур.   Исходя из  нормы, установленной  пунктом 13 статьи 171 НК РФ  при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения. Т.е. в данном случае, в Книге покупок будут регистрироваться корректировочные счета-фактуры, составленные на уменьшение стоимости и, соответственно, в Декларацию по НДС такие данные попадут в качестве налоговых вычетов, не затрагивая величину налоговой базы, которая в Декларации останется неизменной. В свою очередь, в Отчете о финансовых результатах и в Декларации по налогу на прибыль, доходы от реализации будут отражены в меньшей сумме, с учетом корректировок.

       Поэтому, в случае, если у налогоплательщика имели место корректировки в связи с уменьшением объемов продаж или цены, одновременно со сдачей Декларации, целесообразно подать в налоговую инспекцию соответствующие пояснения, что сэкономит время для обеих сторон, т.к. все равно придется такие пояснения подавать, но уже гораздо позднее (как минимум через три месяца) и времени  на «воспоминания» о причинах расхождений и на поиск нужных документов будет затрачено гораздо больше.

    

    Ниже, в качестве примера приведены отдельные КС, которые вполне проверяемы в «ручном» режиме, что актуально в первую очередь для налогоплательщиков, которые не обновили свои бухгалтерские программы на версию со встроенными блоками проверки КС.  

  

Декларация

Контрольное соотношение

Невыполнение КС

Междокументные КС

По налогу на прибыль и НДС

Доходы из Отчета о фин.результатах = доходы от реализации из Декларации по прибыли = сумма налоговых баз из Деклараций по НДС

1).Наличие необлагаемых операций (пояснения)

2)Изменение объемов продаж или цены (пояснения)

3)Ошибка  (исправление)

По налогу на прибыль (Прилож.3 к листу 2)

Выручка от реализации амортизируемого имущества должна быть равна  суммепоступлений от продажи внеоборотных активов за минусом НДС из Отчета о движении денежных средств ,ф.4, код строки -4211)

Ошибка при заполнении форм

По налогу на прибыль (пп.1.3 Раздела 1)

Налог на прибыль с дивидендов не должен быть равен 0, если в Отчете о движении денежных средств заполнена строка «Платежи на уплату дивидендов» код – 4322)

1)Ошибка при заполнении,

2)Ошибочно не удержан налог с выплаченных дивидендов.

По налогу на добавленную стоимость (раздел 3 стр.090)

При переходе на спецрежимы  проверка:

Если в бухгалтерском балансе на отчетную дату последнего налогового периода перед переходом на спецрежим имеются остатки запасов, проверяется заполнение строки в Декларации по НДС «Сумма НДС, подлежащая восстановлению».

1)Ошибочно не восстановлен НДС с остатков запасов

2) Запасы были приобретены без НДС (пояснения)

Декларация по ЕНВД

1)Сумма страховых взносов и пособий, уменьшающая налог сравнивается с данными из РСВ-1, ФСС-4

2) Базовые показатели сравниваются с данными из ГИБДД, БТИ, ОКУН, договоров аренды, табелей учета рабочего времени, расчетно-платежных ведомостей и т.д.

1)Возможно занижение налога подлежащего уплате в бюджет

2)Неправильно применен базовый показатель доходности

Декларация по УСН

1)Сумма страховых взносов и пособий, уменьшающая налог сравнивается с данными из РСВ-1, ФСС-4

2) Сумма доходов сравнивается с банковскими выписками, кассовыми документами, фискальными отчетами ККТ, Книгой учета доходов и расходов.

1) Возможно занижение налога, подлежащего уплате в бюджет

Внутридокументные КС

Декларация по НДС

Раздел 3, строки 200 и 010-040

Если принимается к вычету НДС с авансов полученных после отгрузки, то налоговая база по НДС не должна быть меньше (как минимум) величины той, с которой исчислен НДС с аванса, подлежащий вычету.

Возможно занижение налоговой базы

Декларация по НДС

 

Если в разделе 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в качестве налогового агента» проставлен код операции 1011705 (реализация имущества, указанного в п.4 ст.161 НК РФ) или  1011707 (реализация в интересах иностранных лиц по посредническим договорам  - п.5 ст.161НК РФ), то  сумма в строке 210 раздела 2 «Сумма налога, уплаченная в бюджет налогоплательщиком –налоговым агентом, подлежащая вычету) должна быть равна 0, или (если имеются другие операции налогового агента) меньше на сумму налога, исчисленного по операциям с указанными кодами.

Возможно завышение налоговых вычетов

Декларация по НДС

Если соотношение:

Налоговая база /налоговая база+необлагаемые НДС операции не равно соотношению:

 сумма вычетов /сумма вычетов +необлагаемые НДС операции

Возможно применение необоснованных  налоговых вычетов

 

    Т.е. в случае, если используемые налогоплательщиками программы еще не настроены на проверку  контрольных соотношений, желательно ознакомиться с теми КС к декларациям, которые опубликованы и актуальны для каждой конкретной организации  и в случае выявления существенных расхождений и отсутствии ошибок сопроводить сдачу декларации соответствующими пояснениями, не дожидаясь писем из налоговой инспекции.

    Напоминание (из письма ФНС России  от 14 марта 2012г. №ЕД-5-3/273дсп@):

«При невыполнении контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о предоставлении в течение пяти дней пояснений или внесении  соответствующих исправлений в налоговую декларацию, в ответ на которое налогоплательщик может представить необходимые пояснения, подтвержденные соответствующими документами, и (или) уточненную налоговую декларацию».

  

    В заключение хотелось бы отметить, что опубликованные КС не являются своего рода панацеей и 100% гарантией  освобождения налогоплательщиков от проведения камеральных налоговых проверок в случае отсутствия расхождений и замечаний по КС,  но, принимая во внимание очевидность  предпосылок для повышения качества представляемых  Деклараций с помощью предлагаемого  налоговой службой метода контроля,  надежда на уменьшение количества камеральных проверок вполне оправдана.